на главную  на главную  на главную  на главную  
 на главную  на главную  на главную  на главную  
 на главную  на главную  на главную
О центре Программа обучения Семинары Расписание занятий Наши выпускники Вопрос-ответ
 
на главную на главную на главную
ICAS | Контакты
 
на главную на главную на главную



22 мая 2001г.

Конференция "ФИНАНСОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В МИРЕ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА ЕВРОПЫ И РОССИИ"


Ирина П. Гутарова
Исполнительный директор, Агентство подписки и розницы
История компании "Агентство печати и розницы" (АПР)

История компании "Агентство печати и розницы" (АПР)
Дата создания: лето 1993 года. У истоков создания: группа программистов, работавшая в Издательстве "Пресса"
Первые клиенты - 9 издателей (МН, КП., Вокруг света, Техника Молодежи и т.д.), 86 региональных Управлений Федеральной почтовой связи.

История развития бизнеса в компании
1993 год. Малый бизнес. 8 человек: Директор, бухгалтер, 4 программиста, 2 менеджера.Ъ
Один бизнес - обработка заказов на подписку со всей страны. Выдача тиражной документации для издателей и типографий.
Упрощенная схема финансовых расчетов - снятие справок и полу ручной расчет: кто, кому и сколько должен.
Собственная компьютерная система. 4GL/RDBMS Progress версия 5, база данных 100 мегабайт.
Конкурентные преимущества: Возможности компьютерной системы, которая позволяла реализовывать все запросы издателей по новым формам подписки (это могли только мы). Характеристика издателей, как клиентов - динамично развивающийся бизнес, требующий новых форм работы с подписчиками.

Обзор ситуации
10 лет назад при появлении в нашей стране рыночной экономики, сложилась уникальная ситуация - появление на рынке свободного товара по свободной цене, когда цены диктовались только исходя из конъюнктуры рынка, сложившейся экономической ситуации без анализа и всякого расчета. При этом естественно создался упрощенный взгляд на финансовую деятельность.

И так результат

Мы создали систему, которая оказалось востребована и высокодоходна. Это время помогло нам, как и многим другим, создать основные фонды, новые рабочие места, естественно при условии не разбазаривания полученных средств на "другие" цели. И мы, как и многие, из малого перешли в средний бизнес. Не могу вспомнить, кто сказал или где я это прочитала, но я заполнила фразу, смысл которой сводился к следующему "Заработать миллион непросто, но можно, удержать - сложнее". Затем наступает время, когда:
  • растет $ и инфляция (не буду даже вспоминать о лете 1998)
  • высока экономическая нестабильность.
    Все это привело к тому, что "выжил" тот, кто оглядывался вокруг и вкладывал деньги в развитие как самого бизнеса, так и системы его управления.

    1997 год - по настоящее время. Средний бизнес.

    Около 300 человек. Созданы новые стратегические бизнесы: Издание каталогов, Экспедиционный и Транспортный бизнес, Прямая подписка (через интернет и т.д.).

    Сегодня мы предлагаем издателям весь спектр услуг, востребованных рынком. Это организация подписных компаний, обработка заказов, экспедирование и перевозка, хранение тиражей и упаковка, реклама и маркетинговые исследования и многое другое. В настоящий момент услугами агентства пользуются более 400 издателей, и с нашей помощью подписчики получают больше тысячи наименований газет и журналов. Для их обслуживания АПР применяет самые передовые информационные технологии, считая их развитие приоритетным направлением своей деятельности.
    Нашими партнерами являются: концерн "Российская газета", Издательство "Труд", "Известия", Советский спорт", "Московские новости", "Коммерсант", "Рабочая трибуна", "Издательский Дом Бурда", "ELLE" и т.д. У всех подписных индексов наши услуги за обработку разные, что определяется историческими причинами, объемами подписки на этот индекс, надежностью Издателя и другими параметрами.

    Если постараться описать эту сложную систему услуг Агентства одним предложением - это ответ в любой конкретный момент времени на следующий вопрос: кто, что, сколько, по какой цене заказал, кому передать заказ на изготовление, кому передать деньги за заказ, кем и каким способом этот заказ будет доставлен и когда заказ будет выполнен, а затем, непосредственное экспедирование и перевозка тиражей. Сложная схема финансовых расчетов - никаких ручных или полуручных операций.

    Собственная компьютерная система. Progress версия 9. База данных 10 гигабайт (в 100 раз больше), до миллиона транзакций в день.

    Несколько характеристик бизнеса: Договора заключаются за 9 месяцев до момента начала их выполнения. Т.е. в настоящий момент Агентство определяет стоимость своих услуг, деньги за которые оно получит в декабре 2001 года и на которые должна вести свой бизнес все 1 полугодие 2002 года.

    Основную массу денежных средств за полугодовую подписку Агентства получают авансом в начале подписки. На все оставшиеся 5 месяцев остаются только 10% от основного объема денежного потока.

    Получение денежной массы авансом - это, естественно, положительная сторона. С другой стороны - все финансовые риски ложатся на нашу компанию. То есть, если изменились какие-то условия, повысились цены наших контрагентов, случился обвал рубля, то это все равно не меняет наших обязательств перед контрагентами.

    Кроме того, как я уже говорила ранее, цены на наши услуги нам приходится устанавливать за год до начала планируемого периода. Именно тогда заключаются договора на проведение подписных компаний с издателями. Цены на подписные издания, включая сюда и наши услуги, должны быть прописаны в каталоге, который выпускается за три месяца до начала планируемого периода, для проведения подписной компании. Таким образом, нам приходится прогнозировать не только жизнь нашей компании на год вперед, но и жизнь страны. И если на первое мы можем повлиять, то второе, напротив, может свести на нет все наши расчеты.

    Итак, в результате, в каждый момент мы должны учитывать одновременно четыре финансовых периода - остатки по прошлым периодам, текущее полугодие, для контроля за состоянием дел и финансовыми расчетами по нашим обязательствам, будущее полугодие - для перспективного планирования жизни компании с учетом уже заключенных договоров и на год вперед - для расчета тарифов таким образом, чтобы они обеспечили финансовые потребности нашей компании и, одновременно, конкурентоспособность Агентства.

    Именно эта специфика и определяет всю сложность работы финансовой службы.


    Точка зрения Финансового директора

    Очевидно, что бизнес Агентства относится к информационно емкому бизнесу. Вопрос о том, кто будет создавать информационное обеспечение производственных структур, порождающих уникальный по объему информационный поток не стоял: в основе создания нашего бизнеса лежала собственная информационная система, разработанная нами и получившая авторское свидетельство. Как вы понимаете, создать эту систему было недешево, поддерживать в работоспособном состоянии тоже, и сейчас в нашем распоряжении находится целое управление программистов для дальнейшего поддержания и развития ее в соответствии с потребностями бизнеса.
    Но вопрос о том, какую стратегию выбрать при создании или дальнейшем развитии автоматизации управления компанией в целом будет актуальным не только для нашего Агентства, но и для всего среднего бизнеса еще на протяжении долгого времени. Каким путем выстраивается решение этого вопроса? Закупка готового фирменного продукта и адаптация к своему бизнесу. (На мой взгляд - это более правильный путь). Этот путь характеризуют:
    • продолжительное время внедрения
    • дорогая поддержка
    • o высокая цена и сразу оплата

    Результат внедрения - получение бизнеса уже в другом статусе, ориентированного на западное представление о ведении бизнеса.
    Таким путем идет крупный бизнес (а основном - банки, предприятия, имеющие экспортную историю или те, кто развивает свой бизнес, делая большую ставку на запад), кто может или должен отвлечь крупные средства для решения задачи постановки финансовой системы бизнеса.
    Создание своих собственных разработок. И этот путь, на мой взгляд, более реалистичный. И этот путь характеризуется:
    • еще большим временем внедрения;
    • не дешевой поддержкой, которая становится все дороже по мере построения системы
    • длительным периодом создания и внедрения (по мере возможностей и потребностей бизнеса)
    • отвлечением собственных средств реализации (программисты, компьютеры)
    • безусловно, повторением тех же ошибок, которые уже прошли фирмы, занимающиеся этим профессионально на самом первом этапе своего становления
    • o также высокой ценой, но с постепенными выплатами.

    Пока этот пусть может себе позволить малый и средний бизнес или те из крупного бизнеса, которые для себя не определи, что же они хотят получить от фирменного продукта, в связи с этим - какой им выбрать.

    И на данном этапе выбора роль финансового директора основная - правильно разработать механизм просчета обоих вариантов. Очевидно, что это очень нетривиальная задача и, самое главное, задача, которая может привести как к скачку вперед в развитии бизнеса, так и просто к банкротству.

    Перед нашим Агентством уже как года два стоит большой вопрос: выбираем собственные разработки или приглашаем …..

    На сегодня построены силами финансового управления
      - 4 системы, основанные на EXCEL,
      - система ДДУ (cash flow),
      - расчет себестоимости, оптимизация налогообложения и
      - расчет тарифов на год вперед.

    Эти разработки находятся в опытной эксплуатации уже год, их можно передавать на реализацию другими средствами, которые позволяют эти системы превратить в одну единую.

    Почему сами:
    • Финансовому управлению надо четко понимать, какую информацию можно вытащить из нашей информационной системы. Бессмысленно строить вопросы кому-то, не имея хотя бы представления - как ее получить.
    • Формулировка вопроса от момента первого озвучивания до первой, а тем более последней реализации претерпевает столько изменений (а часто вопросы необходимо решить в кратчайшие сроки) - дешевле, а самое главное жизненно необходимо самим уметь достать информацию для принятия решения вовремя. Помним, что время - деньги.
    • Финансовое управление часто решает самые казалось бы неразрешимые вопросы (так называемый инженерный метод решения)…

    Заключение
    Из всего вышесказанного, исходя из своего опыта, можно выделить следующее по теме нашей встречи (что нового появилось в ролевых функциях финансовых директоров):

    Финансовый директор не может себе позволить не быть абсолютно компьютерно грамотным. Я считаю, что его квалификация должна быть выше квалификации его подчиненных, т.к. он является основным разработчиком финансовой системы своего бизнеса.

    Финансовый директор участвует при выборе средства реализации ведении бизнеса (какая база данных, какие возможности навигации данных у нее есть, быстродействие, возможность и простота построения внеплановых расчетов, возможности интерфейса с другими системами, в которых уже реализованы части системы и т. д). Фактически, финансовый директор и есть тот "первый руководитель" (по М.Глушкову), который определяет идеологию информационной системы предприятия.

    Финансовый директор должен уметь разговаривать с техническим директором на одном языке. Дело в том, что нельзя построить финансовую систему и систему документооборота, не понимая, какая информация есть в промышленной базе данных, как данные взаимосвязаны. Бывает, что для правильного формирования технического задания целый блок системы выстраивается вручную, с помощью множественных связей EXСEL-их таблиц, построения собственных отчетов на языках программирования, используемых в промышленной базе. Бесполезно и дорого формулировать вопросы, на которые на сегодняшнем этапе развития нет ответов. Если это необходимо, лучше вместе с главным менеджером и техническим директором перестроить информационное поле. Я, как финансовый директор, имеющий к тому же существенный опыт прикладного программирования, участвую в определении проблемной области, обсуждении вопросов дальнейшего использования СУБД (до сих пор разработки выполнялись на базу СУБД "Progress"), и, как минимум, обсуждении интерфейсов с конечными пользователями.

    Финансовый директор должен иметь опыт преподавательской работы или природное умение. Умение донести по своих подчиненных задачу, подсказать средства и пути реализации - одно из основных требований вообще к руководителям и к финансовому директору.

    При сегодняшнем неустойчивом налоговом и экономическом положении финансовый директор - исследователь, новатор, генератор идей. Надо уметь найти выход из казалось бы безвыходного положения.

    Финансовый директор должен уметь принимать решения и брать ответственность на себя при разработке каких-либо вариантов развития бизнеса. Не думаю, что западные финансовые руководители оказываются в условиях такой неопределенности, какие создают нам экономическая нестабильность и проблемы законодательной базы.
  •  
    SpyLOG RLE Banner Network
      

    © ICAS-ANE, FCTB ANE 2000-2002
    Design "Academy" 2002

    (095) 937-02-95

    119571, г. Москва, пр-т Вернадского 82, 2-й уч. корп., ком. 207
     
    Картаdra nzb i7 zi9 yh88 bog golos bog golos kone8 kon27
    rss
    Карта