Принятие на польском языке
Два года - это средняя процедура усыновления в Польше. Число потенциальных родителей намного превышает количество детей с регулируемой правовой ситуацией, что позволяет им усыновлять детей. Общественные и негосударственные центры занимаются этим. Проблема заключается в отсутствии единых для всей страны требований и критериев, используемых во время усыновления, поэтому практика отличается в отдельных центрах. Они устанавливают свои собственные правила, например, на документацию, требуемую от кандидатов. Также нет механизмов предотвращения коррупции во время процедур усыновления, которые в Польше, как показывает аудит NIK, не являются полностью прозрачными.
Количество усыновлений в Польше было стабильным на протяжении многих лет. В течение периода, охватываемого аудитом (2015 год - первая половина 2017 года), центры усыновления имели право на национальное обучение каждый год, приблизительно до 2,5 тысяч. детей, а также около 300 детей были отправлены на усыновление за границу.
Процедуры усыновления - отбор детей и отбор родителей - управляют общественными и негосударственными центрами. После реформы 2012 года их число сократилось более чем на 30 процентов. В настоящее время их около 65, из которых 40 процентов. являются непубличными единицами. НИК проверил 15 центров усыновления, то есть 23 процента. работает в Польше. Количество центров усыновления в отдельных воеводствах варьируется. Лидером является Силезский, где их целых 10. Однако в некоторых провинциях есть только один или два центра.
Усыновление является задачей правительственной администрации, реализация которой поручена местному правительству. Маршалы воеводств отвечают за контроль за усыновлением. Центры усыновления в 95% они финансируются из государственного бюджета. В 2015 году - первой половине 2017 года расходы на выполнение задач, связанных с организацией и функционированием центров по усыновлению, были на аналогичном уровне - около 30 млн. Зл. В год.
Среднегодовая стоимость функционирования центров по усыновлению на одного усыновленного ребенка также остается неизменной - более 13 000 человек. злотых.
NIK отмечает, что с момента введения измененных правил усыновления в 2012 году, то есть в течение более шести лет, не было проведено ни всестороннего исследования, ни анализа того, как работает система. Между тем, существующей правовой базы недостаточно для обеспечения последовательного функционирования системы усыновления в Польше .
Высшее контрольно-ревизионное управление отмечает, что во время усыновления в штате нет единых требований или критериев, что существенно отличает практику в отдельных центрах . Они устанавливают свои собственные правила много раз, выходя за рамки законодательных норм, например, с точки зрения документации, требуемой от кандидатов, признания обучения и критериев приемлемости. Например, некоторые центры по усыновлению требовали медицинские справки, которые выходят за рамки предписанных требований. И поэтому в некоторых случаях требуются медицинские справки о причинах бездетности или от психиатров и из консультационного центра по вопросам наркомании. В нескольких центрах кандидаты в родители должны были предоставить данные из декретов о разводе (в случае второго брака). Два католических центра также собрали данные о кандидатах в усыновители по мнению прихода и свидетельству о церковной свадьбе. С другой стороны, в трех других были определены дополнительные критерии, определяющие предпочтительный возраст кандидатов, претендующих на усыновление ребенка, и количество лет разницы между ним и его будущим родителем. Также нет единых правил для ассоциации детей с кандидатами в родители. Процедурные нарушения и системные несоответствия подтверждаются анонимными опросами, проводимыми Высшим аудиторским управлением (NIK) среди лиц, обращающихся за ребенком. Они указывают, что в некоторых центрах брак учитывается, а в других это не имеет значения. Усыновление одиноких людей также рассматривается по-разному.
Кандидаты в усыновители могут выбрать центр усыновления. Основным критерием при его выборе были рекомендации других людей и близкого расстояния, но также указывались такие условия, как, например, проведение занятий в нерабочие дни или после него или применение квалификационных критериев, благоприятных для кандидатов (например, возраст кандидатов в усыновители) ,
В контролируемом периоде почти все дети в обследованных центрах, т.е. 98 процентов. из тех, кто имеет право на усыновление, они нашли своих новых родителей. По данным Высшего ревизионного управления, высокая эффективность деятельности центров объясняется главным образом тем, что число потенциальных родителей значительно превышает число детей с регулируемой правовой ситуацией, что позволяет им быть направленными на усыновление.
НИК отмечает, что немногие дети покидают приемные семьи, то есть детские дома и приемные семьи. В 2015 - 2017 годах (первое полугодие) с прибл. 75 тыс. дети в приемной семье только около 6000 они были квалифицированы для принятия.
Люди, подавшие заявку на усыновление в качестве основного барьера, обменялись лишь небольшим количеством детей с регулируемой правовой ситуацией (26% из 922 ответов, полученных от лиц, опрошенных Высшим аудиторским управлением). По словам кандидатов в родители, правовой статус детей регулируется слишком долго. По этой причине усыновляющие семьи ждут дольше и дольше, и дети с меньшей вероятностью находят новых родителей. НИК отмечает, что вина вовсе не лежит на стороне судов, о чем свидетельствует распространенное мнение. Когда им оказывается помощь, с ними справляются достаточно эффективно. Половина разбирательств по делам об опеке рассматривается в течение трех месяцев, и более 80 процентов. до полугода. Суть проблемы заключается в детях, которые слишком долго находились в нестандартной ситуации в детских домах и приемных семьях. По мнению Высшего ревизионного управления, проблема здесь, прежде всего, заключается в недостаточных действиях повятов в пользу ухода детей из приемных семей. В 2016 году его оставили только 22 процента. дети, из которых самая большая группа (почти 30 процентов) из-за возраста совершеннолетия.
Далее, участники процесса усыновления, опрошенные Высшим аудиторским управлением, назвали в качестве барьера долгосрочную подготовительную процедуру (15 процентов) и сложные правовые положения (13 процентов).
Средняя продолжительность процесса усыновления с момента регистрации кандидата в родители до решения суда об усыновлении ребенка составляет два года. В правилах не указывается время ожидания кандидатов для начала обучения с момента представления в центр. В проверенных центрах это было в среднем 221 день, что, по мнению респондентов из NIK, является очень длительным периодом, требующим сокращения. Они также сообщили о необходимости стандартизации обучения и взаимного признания сертификатов о прохождении обучения различными центрами по усыновлению. Респонденты жаловались, что в нескольких учебных центрах их держали только в неудобные часы, то есть во время их работы.
Участники процессов усыновления отметили, что после долгого ожидания обучения, которое часто растягивается во времени, после его завершения, ребенок ждет еще дольше, даже несколько лет, и в то же время нет текущих контактов и информации из центра. , НИК в 15 проверенных центрах рассмотрел все случаи ожидания продолжительностью более года и не нашел своих сотрудников вялыми. Долгое ожидание было связано, с одной стороны, с требованиями кандидатов на ребенка, а с другой - с количеством детей, поступивших в центры.
Во всех принятых центрах по усыновлению квалификационные комитеты, состоящие исключительно из их сотрудников, занимались проверкой кандидатов в родители . Кроме того, Высшее контрольно-ревизионное управление подчеркивает, что не существует процедур обжалования, которые позволили бы проверять неблагоприятные решения в отношении тех, кто обращается за детьми. Поэтому в проверенных центрах никто не обжаловал мнение квалификационных комитетов и не подавал жалоб на деятельность комитетов и центров.
NIK отмечает, что, хотя усыновление является областью, которой особенно угрожает коррупция - деятельность в сфере частных и общественных интересов и значительно меньшая, чем число детей - антикоррупционные механизмы не работают в достаточной степени , особенно в области противодействия превышению компетенций в руках работников центра усыновления . По мнению Высшего ревизионного управления, председателем квалификационной комиссии должно быть лицо, находящееся вне центра усыновления, - представитель организации, контролирующей его деятельность, или должность маршала. Человек, который не принимает непосредственного участия в управлении частными делами и не является подчиненным руководителя центра.
Также нет механизмов, ограничивающих свободу принятия решений сотрудниками центров. Палата считает, что необходимо разработать прозрачные стандарты их работы, которые обеспечат единый подход к действиям, выполняемым в ходе процедур усыновления.
НИК также обращает внимание на отсутствие прозрачности в работе центров. Кандидаты, подающие заявление на ребенка, не имеют доступа к общей информации о своей деятельности , например, о том, сколько человек ожидается в усыновлении в данном центре, или о количестве усыновленных детей в предыдущие годы, или о текущем количестве детей, о которых сообщили в центр, и т. Д. Также нет никаких правил доступа кандидатов. о приемных родителях для документации, которую ведет центр. По данным палаты, основные статистические данные о деятельности центров усыновления должны быть размещены на их веб-сайтах.
Аудит НИК также показал слабость надзора и контроля над центрами. Хотя все 15 центров, рассмотренных Палатой, подлежали внешнему контролю, в 11 НИК были нарушения в квалификации детей для усыновления и отбора родителей. Кроме того, проверки проводятся после усыновления, поэтому даже в случае выявления серьезных нарушений сложно отозвать разбирательство. Поэтому должны быть введены элементы надзора и контроля функционирования в ходе процессов квалификации, отбора детей и семей.
Среди опрошенных NIK, люди, принимающие участие в процедурах усыновления, имеют 5 процентов. указали, что проблема коррупции была решена (48 человек из 938 ответили на вопрос). Например, на них оказывалось давление с целью сделать «пожертвования» для улучшения работы центра или предложить более быстрый судебный процесс при принятии решения за плату за адвоката, работающего в центре .
Администрация системы усыновления в Польше затруднена тем фактом, что Министерство семейного труда и социальной политики не запустило общенациональную систему ИКТ (Центральное статистическое приложение) для обработки процедур усыновления. Его отсутствие усложняет сбор и обмен информацией о статусе детей и кандидатов на усыновление, как в центре, так и между ними. Данные об усыновлении в настоящее время вводятся в различные отдельные записи, которые ведутся в центрах. Как указали респонденты, это приводит к тому, что будущие родители могли быть усыновлены для усыновления одновременно в нескольких центрах.
Одной из наиболее важных проблем в функционировании центров по усыновлению была сложность сотрудничества с судами, заключающаяся в недостаточном обмене информацией . Суды не сообщили центрам действительных решений относительно усыновления ребенка. Зачастую центры узнавали об этом от приемных родителей. NIK отмечает, что, согласно закону, суды не обязаны предоставлять информацию центрам, но это оправдано, поскольку без этого они не могут завершить дела об усыновлении.
НИК проверил три центра, в которых были приняты иностранные усыновления. В 2015–2017 годах (1-я половина) было проведено 305 таких разбирательств, в результате которых было усыновлено 448 детей (более 24% детей имели свидетельство об инвалидности). Большинство детей были усыновлены итальянскими семьями (256, то есть более 57%) и США (98 детей, почти 22%). Детей в возрасте от 5 до 9 лет было больше половины.
В связи с выводами проверок и в целях повышения прозрачности деятельности центров по усыновлению, Высшая ревизионная служба просит министра по делам семьи, труда и социальной политики:
- разработка единых стандартов для проведения процессов усыновления (в сотрудничестве с омбудсменом по делам детей);
- анализ правовых и организационных решений, направленных на устранение механизмов, способствующих коррупции (в сотрудничестве с Центральным антикоррупционным бюро);
- изменение правил, касающихся функционирования процедур усыновления, в том числе:
- единые стандарты работы центров усыновления
- обязательное участие сотрудников маршальных отделений в заседаниях приемных комиссий в усыновляющих центрах
- обязанность выдавать письменные квалификационные отчеты для кандидатов в усыновители; в случае выдачи отрицательного квалификационного заключения обязательство его обосновать
- определение способа обжалования неблагоприятных решений, принимаемых центрами усыновления, в отношении кандидатов в усыновители
- регулирование признания сертификатов об обучении приемных родителей и квалификационных отчетов, выдаваемых различными центрами усыновления
- обязательство публиковать данные о работе центров усыновления
- запуск общенациональной системы ИКТ для обработки процедур усыновления, некоторые из которых также будут доступны тем, кто подает заявку на усыновление ребенка
- проведение оценки, включая всесторонний анализ функционирования системы усыновления в течение шести лет.
Министру семьи, труда и социальной политики и министру юстиции о :
- принятие мер, направленных на то, чтобы в законе о поддержке семьи и приемной семье обязать суды по семейным делам направлять действительные положения об усыновлении в усыновляющие центры, решение об усыновлении
или принятие другой правовой меры в судебном процессе
в области усыновления.
Воеводам и воеводским маршалам о:
- усиление контрольно-надзорной деятельности в центрах усыновления
Для центров усыновления о:
- корректировка рабочего времени и проведение тренингов с учетом потребностей кандидатов в усыновители.
Аудиовизуальные материалы для радио, телевидения и интернет-порталов >>