расширение ограничений


Новое регулирование для ООО содержит положительные новации, однако и немало технико-юридических неточностей


Новое регулирование для ООО содержит положительные новации, однако и немало технико-юридических неточностей

Глеб СЕГИДА, управляющий партнер ЮФ Pravovest

Проблема законодательного регулирования деятельности и статуса обществ с ограниченной ответственностью на сегодня является чрезвычайно актуальной. Ведь таких юридических лиц насчитывается более полумиллиона. ООО - наиболее распространенная организационно-правовая форма предприятия для малого и среднего бизнеса.


Защита прав участников

Действующее законодательство, которым регулируется деятельность таких обществ, состоит из положений Гражданского, Хозяйственного кодексов и закона «О хозяйственных обществах». Оно является противоречивым, фрагментарным и не отвечает современным требованиям гибкости и эффективности.

Проект закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (№4666) содержит ряд нововведений, которые, по мнению разработчиков и большинства специалистов, позволят урегулировать соответствующие отношения с должной степенью детализации, обеспечить необходимую гибкость регулирования, устранить имеющиеся в действующих актах дублирования и разногласия и, соответственно, улучшат инвестиционный климат и условия ведения предпринимательской деятельности.

Одним из основных недостатков действующего законодательства, по мнению специалистов, является отсутствие надлежащего урегулирования прав участников общества. В частности, или они не закреплены надлежащим образом, или отсутствуют механизмы их реализации и защиты.

В документе предусмотрен ряд дополнительных инструментов для реализации прав участника общества, например гибкость начисления и выплаты дивидендов, институт ответственности исполнительного органа, возможность создания наблюдательного совета, совершенствование процедуры исключения из общества, обеспечение доступа к финансовым документам общества. Это позволяет вовремя выявить нарушения своих прав и собрать необходимые доказательства для получения судебной защиты и тому подобное.

При разработке проекта авторы большое внимание уделили прежде всего внедрению диспозитивности в урегулировании соответствующих отношений. Это обеспечивается отменой императивного кворума и предоставлением участникам возможности самостоятельно устанавливать его по своему усмотрению, введением института корпоративного договора, способствует реализации прав и обязанностей, связанных с управлением обществом в согласованный участниками способ, значительным сокращением императивных норм в корпоративном управлении и тому подобное.

выплата дивидендов

Основным имущественным правом участника есть право участвовать в распределении прибыли общества и получать его часть (дивиденды). На практике нередко возникают конфликтные ситуации по поводу принятия общим собранием решения относительно имущественных прав вопреки интересам миноритарных участников.

Ряд норм по выплате дивидендов призвана несколько исправить такую ​​ситуацию и защитить права миноритриив. В частности, установив обязательность выплаты дивидендов всем лицам, которые были участниками общества на день принятия решения о выплате, пропорционально размеру их долей.

При этом предельный срок выплаты после принятия решения составляет 6 месяцев, если иной срок не установлен уставом общества или решением общего собрания участников.

Значительные и сделки с заинтересованностью

С целью повышения защиты прав миноритарных участников предусмотрено и введение института крупных сделок и сделок с заинтересованностью (по аналогии с законом «Об акционерных обществах»).

Механизм заключается в следующем. Исполнительный орган не может совершать значительные сделки и сделки с заинтересованностью по собственному почину, а должна получить на это специальное полномочие от общего собрания или наблюдательного совета. Это означает, что если требования по согласование не соблюдены, то исполнительный орган не имеет полномочий на совершение сделки. Тогда сделка не считается совершенным, то есть не создает юридических последствий, на которые он направлен.

Введение такого механизма будет способствовать более эффективному контролю за деятельностью менеджмента общества и позволит избежать занижения прибыли обществ вследствие недобросовестности исполнительного органа или мажоритарного участника, вывод активов и лишения кредиторов реальной возможности удовлетворения своих требований.

Институт наблюдательного совета

Дополнительно с целью контроля общества в уставе могут предусмотреть создание наблюдательного совета, в пределах компетенции, определенной тем же уставом, контролировать и регулировать деятельность исполнительного органа. Создание наблюдательного совета имеет целью повысить привлекательность ООО, прежде всего для иностранных инвесторов, ведь для последних такой орган является наиболее приемлемым и эффективным инструментом контроля за менеджментом в условиях географической удаленности, языковых и культурных барьеров.

В связи с этим предлагается предоставить участникам ООО возможность предусмотреть в уставе участие в наблюдательном совете независимых членов.

Исключение из общества

Проект содержит ряд норм, кардинально меняют процедуру исключения участника из общества.

Во-первых, установлено правило, согласно которому участник, доля которого в уставном капитале общества превышает 50%, может выйти из него только с согласия других участников, тогда как тот, доля которого превышает 50%, может в любое время выйти из общества без получения такого согласия. Необходимость согласия на выход для контролирующего участника объясняется тем, что предоставление ему возможности требовать выхода из общества в условиях, когда он контролирует исполнительный орган, создает чрезвычайно высокий риск нарушения прав других участников путем вывода большей части активов на основании выплаты ему компенсации стоимости его доли в капитале общества.

Во-вторых, вводится процедура, согласно которой участники, которые совокупно владеют более чем 50% голосов, вправе обратиться в суд с требованием о проведении принудительного выкупа доли другого участника, если действия того наносят ущерб обществу.

Напомним, что действующее законодательство позволяет исключить из общества участника, который систематически не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности либо своими действиями препятствует достижению целей общества, по решению большинства голосов от общего числа участников, что, соответственно, создает слишком много предпосылок для злоупотреблений недобросовестных мажоритарных участников. Положениями же проекта предусматривается установление четких критериев исключения и выхода участника. В частности, он может быть исключен из общества только в случаях и порядке, установленных законом. А право участника выйти из общества ограничивается только прямо предусмотренными в законе случаями (например, запрещается выход единственного участника из общества и т.д.).

Также в документе определены случаи, когда участника может быть исключено по решению общего собрания. К примеру, если он не внес вклада для погашения задолженности в течение предоставленного дополнительного срока или в случае исключения умершего или приостановленного участника. В случае же причинения таким лицом вреда другие участники имеют право исключить ее из общества только по решению суда с обязательным выкупом доли.

Отметим, что предыдущая редакция проекта позволяла исключить участника в случае препятствования им деятельности общества также только по решению суда. С заявлением до последнего имели право обратиться участник или участники общества, номинальная стоимость долей которых в совокупности составляет не менее 10% уставного капитала общества.

Как видим, нынешний текст устанавливает порог в 50% голосов и предусматривает выкуп доли участника, а не просто исключения его, что затрудняет процесс исключения по заявлению миноритариев.

стоимость доли

Новеллой проекта также механизм определения стоимости доли. Выходить из рыночной стоимости всего имущества общества как совокупности и размера доли такого участника в нем. Это нововведение позволит избежать проблемы диспропорций в оценке таких специфических объектов, как доли в капитале ООО, вызванных тем, что крупные частицы (которые обеспечивают участнику значительное влияние на политику общества или контроль над его исполнительным органом) оцениваются значительно выше частиц, такого влияния не обеспечивают.

При этом предусмотрено и право знакомиться с любыми документами общества, которые могут быть необходимы для определения его финансового состояния и стоимости доли на дату выхода, что позволяет предотвратить злоупотребления - искусственному занижению стоимости доли участника, который вышел.

неограниченный состав

Также стоит отметить, что планируется отменить количественное ограничение состава участников. По мнению разработчиков документа, такое ограничение избавит много юридических лиц с большим количеством участников легальной возможности выбрать наиболее комфортную организационно-правовую форму и оптимизировать состав своих участников. А значит, провоцировать к применению сомнительных и незаконных средств воздействия на акционеров.

Вместе с тем широкие права по управлению обществом, которые проект предоставляет участникам, создадут в них мощную мотивацию сузить свой круг за счет выкупа долей тех участников, которые не проявляют интереса к деятельности общества и не участвуют в общем собрании. Это положит конец злоупотреблениям давлением и принуждением в этих процессах.

Антирейдерские нормы

С целью защиты от рейдерских атак является намерение ввести обязательное нотариальное удостоверение подлинности подписей участников на большинстве документов, на основании которых вносятся изменения в сведения о доли участников в уставном капитале. Это, в частности, касается таких документов, как решение общего собрания об изменениях уставного капитала и размеров долей участников общества, решение общего собрания об исключении участника из общества, заявления о вступлении и выход из него, акт приема-передачи доли в уставном капитале.

Важной новеллой является извлечение информации о размере уставного капитала и список участников общества из перечня сведений, подлежащих обязательному закреплению в уставе. Вместо включения сведений об уставном капитале и участников в устав такие сведения будут отображаться в едином государственном реестре.

Более того, «Переходным положениям» документа предусматривается внесение изменений в закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований», которыми гарантируется право участников на выход из общества, вступление в общества и передачи доли через установление требования о внесении государственным регистратором соответствующей записи на основании документов, представленных именно заинтересованным лицом, а не обществом (руководителем исполнительного органа). Такие нормы фактически сводят к минимуму риск блокировки менеджментом или другими участниками регистрации изменений в составе участников.

***

Проект №4666 содержит и немало других новшеств, среди которых, например, обращение взыскания на долю, отмена запрета на конвертацию имущественных требований к обществу в долю в уставном капитале и тому подобное. При этом в соответствии с «Переходных положений» общества будут иметь один год со дня вступления закона в силу на приведение уставов в соответствие с его положениями.

Положительные для развития отрасли новации после принятия документа действительно дадут возможность значительно улучшить бизнес-климат, способствовать защите прав и интересов как каждого отдельного участника, так и интересов самого общества. Вместе с тем проект содержит много технико-юридических неточностей, в связи с чем и был направлен на доработку после его рассмотрения во втором чтении.


© Закон и Бизнес