Сочельник финансируется из соц фонда? Последствия могут быть дорогими.

Санта, канун Рождества финансируется из Фонда социальных пособий компании? Это возможно? Как не ошибиться? Последствия могут быть дорогими ...
Как следует из названия, фонд социальных выплат компании (zfśs) - это социальный фонд, а не случайный фонд. Поэтому рождественские подарки для сотрудников, купленных за счет средств этого фонда, не вступают в игру. Как это возможно, что многие работодатели финансируют покупку ваучеров для сотрудников или посылок для детей? Ну, это разрешено при условии, что:

  • это материальная помощь; финансовый или материальный (поскольку он подпадает под определение социальной активности),
  • оказание помощи в этой форме предусмотрено в правилах процедуры компании,
  • его глава учитывает жизнь, семью и материальное положение лица, имеющего право использовать фонд

Как утверждают органы аудита Высшего ревизионного управления и Верховного суда в соответствии со ст. 8 сек 2 Закона о Фонде социального обеспечения Общества социальный фонд выделяется на социальную деятельность, определением которой является закрытый каталог расходов (пункт 1 статьи 2). В этом смысле ZFŚS - это не случайный фонд (например, из названия Mikołaj, Дня защиты детей или Дня женщин ...)
Средства из Фонда социальных пособий Компании могут расходоваться только на цели, указанные в нормативных актах. Так как же внести соответствующие изменения в результате изменения потребностей работников?


Работодатель, который создает фонд социальных пособий компании, обязан установить правила использования этого фонда. Положения Фонда CSF определяют условия использования услуг и льгот, финансируемых из Социального фонда, а также принципы распределения средств CSFF на отдельные цели и виды социальной деятельности (см. Шаблон Положений о фондах CSF). Работодатель, который создает фонд социальных пособий компании, обязан установить правила использования этого фонда ).

На основании ст. 3 Закона от 4.03.1994 г. о фонде социальных выплат компании, субъектами, образующими фонд, являются:

  1. работодатели, нанимающие как минимум 20 работников в эквиваленте полной занятости,
  2. работодатели, нанимающие менее 20 работников в эквиваленте полной занятости, которые решили создать CSFF вместо выплаты отпускных,
  3. субъекты государственного финансового сектора, независимо от количества занятых работников.

Кроме того, в законе четко определены направления деятельности, на которые могут быть переведены средства: на финансирование социальных мероприятий, организованных в интересах людей, имеющих право использовать Фонд, на софинансирование социальных объектов и на создание заводских яслей, детских клубов, детских садов и других форм дошкольного образования. А социальную деятельность следует понимать только как услуги, предоставляемые работодателями для различных форм досуга, культурных и образовательных мероприятий, занятий спортом и отдыха, ухода за детьми в детских садах, детских клубах, осуществляемых воспитателем или няней, в детских садах и других формах дошкольного образования, предоставление финансовой поддержки - в натуральной или финансовой форме (в виде материального пакета, который является помощью), а также невозвратной или невозвратной жилищной помощи на условиях, указанных в договоре. Это закрытый каталог льгот.

Конечно, работодатель не обязан тратить средства CSFF на каждую из этих форм помощи. Это может, например, уменьшить сумму вычета ZFŚŚ и ограничиться только софинансированием отдыха или только финансовой помощью. Правила в этой области должны быть в двух файлах:

  • уменьшение суммы вычета ZFŚŚ - в коллективном договоре или в правилах оно выплачивается в соответствии с положениями ст. 3b Закона,
  • и информация о том, что помощь от ZFŚŚ будет покрывать только софинансирование для отдыха - в правилах ZFŚS.

Каковы наиболее распространенные нарушения расходования средств из фонда:

  • расходы на финансирование, которые не покрываются социальной деятельностью, например,
    • подарки для сотрудников, которые выходят на пенсию,
    • награды,
    • мероприятия и рождественские встречи для сотрудников компании или клиентов,
    • случайные встречи,
    • мероприятия по формированию команды (за исключением тех, которые являются развлекательными мероприятиями или мероприятиями в форме различных видов досуга)
    • ресурсы для повышения профессиональной квалификации сотрудников,
    • Рождественские посылки, одинаковая ценность для всех сотрудников.

Вышеуказанные пособия не могут быть профинансированы из Социального фонда и не могут быть включены в правила Социального фонда.
Кроме того, это неверно:

  • предоставление определенных льгот определенным группам работников (независимо от их социального и материального положения),
  • присуждение пособий в связи с общим стажем работы или компанией или в зависимости от типа трудовые договоры (Как указывает Верховный суд, распределение средств фонда социальных выплат компании с критерием старшинства без учета социального критерия несовместимо с законом о фонде социальных выплат (решение Верховного суда от 16 августа 2005 г., I ПК 12/05, ОСНП 2006 / 11-12 / 182).
  • обусловливание права на получение пособия, например, суммы софинансирования для отдыха от работы на полный рабочий день. Фонд является правовым институтом, целью которого является смягчение различий в уровне жизни работников и их семей. Это выражение социальной функции на рабочем месте, и его адресатами являются семьи (и не только работники) с наименьшим доходом (решение SA в Белостоке от 4 октября 2012 года, ссылка на файл III AUa 1698/11). Размер работы на полный рабочий день остается неизменным.

Размер списаний в Фонд социальных выплат Компании


Фонд создается из ежегодного базового вычета, рассчитанного по отношению к среднесписочной численности работников. Что касается метода определения среднесписочной численности работников с целью расчета надбавки к Фонду, положения Положения о министре труда и социальной политики от 9 марта 2009 года о методе определения среднесписочной численности работников с целью расчета надбавки для фонда социальных пособий компании (Законодательный вестник №. № 43, пункт 349).

Основой для расчета списания является среднее количество работников, нанятых работодателем, запланированное в данном календарном году, скорректированное в конце года на фактическое среднее количество работников, включая работников, занятых полный или неполный рабочий день (преобразованных в штатных).
При расчете среднесписочной численности работников за данный календарный год добавляется среднесписочная численность работников за отдельные месяцы, а полученная сумма делится на 12.
Аналогичный метод расчета среднесписочной численности работников также применим, если работодатель работал менее одного календарного года или был зачислен в фонд социальных выплат компании за неполный календарный год.

Размер базового вычета равен 37,5% среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве в предыдущем году или во второй половине предыдущего года, если среднее вознаграждение за этот период было выше. В то же время для одного молодежного работника в первый год обучения - 5%, во второй год обучения - 6%, а в третий год обучения - 7% среднемесячной заработной платы, а для одного работника, выполняющего работу в особых условиях или работу специального характера, - в смысле положений о переходные пенсии, составляет 50% от этой месячной зарплаты.


Законодатель также предусмотрел возможность дополнительные копии. Размер базового вычета может быть увеличен на 6,25% от среднемесячного вознаграждения для каждого занятого лица, в отношении которого была подтверждена значительная или умеренная степень инвалидности. Работодатели, предоставляющие социальную помощь пенсионерам, в том числе работникам с ликвидированных рабочих мест, могут, с другой стороны, увеличить Фонд на 6,25% от среднемесячной заработной платы для каждого пенсионера и пенсионера, имеющих право на эту помощь.

Работодатели, которые создали детский сад или детский клуб на рабочем месте и выделяют для этой цели базовое пособие, соответствующее 7,5 процентным пунктам этого пособия, могут увеличить Фонд для каждого работающего на 7,5% от среднемесячной заработной платы при условии, что все это увеличение будет потрачено на бег. детский или детский клуб.


Определение статуса занятости


Фонд создается из ежегодного базового вычета, рассчитанного по отношению к среднесписочной численности работников.
Основой для расчета надбавки для Фонда является среднее число людей, занятых на данном работодателе, запланированное на данный календарный год, скорректированное на конец года с фактическим средним числом работников, включая штатных и занятых неполный рабочий день (в пересчете на полный рабочий день).


Основой для расчета списания в сельскохозяйственных производственных кооперативах и других кооперативах, занимающихся сельскохозяйственным производством, является число членов кооператива на дату расчета Фонда, скорректированное по состоянию на 31 декабря определенного года на фактическое число членов, зарегистрированных в кооперативе.
В свете вышесказанного списание, произведенное в течение года, основано на запланированной занятости. Среднесписочную численность работников можно определить в последний день декабря, когда статус занятости в отдельных месяцах (днях) является реальным. Отсюда и окончательная корректировка фонда в конце календарного года.

Уменьшение отчислений в фонд социальных выплат компании в течение календарного года и корректировок

Нет никаких юридических препятствий для снижения отчислений в фонд социальных выплат компании в течение календарного года.

Положения Закона от 4 марта 1994 года о Фонде социальных пособий Компании (Законодательный вестник за 1996 год № 70, пункт 335 с внесенными в него поправками), далее по тексту Закона со ссылкой на работодателей, нанимающих на 1 января в течение определенного года, по крайней мере, 20 сотрудников в эквиваленте полной занятости допускают любое определение суммы списания средств для Фонда или даже полное увольнение с момента его создания. Тем не менее, они не указывают дату выполнения этого, но оставляют только формальную сторону этого.

Вышесказанное не распространяется на бюджетные единицы и бюджетные учреждения местного самоуправления, которые в обязательном порядке составляют Фонд независимо от статуса занятости.

Решение об изменении размера списания в Фонд или об увольнении с его создания должно быть внесено в коллективный договор или при его отсутствии в положение о вознаграждении. Если профсоюзная организация работодателя не работает, положения Правил оплаты труда в вышеупомянутых вопросы должны быть согласованы с работником, представляющим экипаж (статья 4 закона). В связи с тем, что законодатель не указывает даты выполнения этих действий, предполагается, что вышеуказанное может произойти в любое время.

Отмена обязательства по созданию фонда, а также изменение суммы отчислений в фонд происходит с даты вступления в силу положений регламента (договоренности) по данному вопросу.


Фонд создается из ежегодного базового вычета, рассчитанного по отношению к среднесписочной численности работников и необязательным увеличениям. Эквивалент списаний и увеличений, начисленных в соответствии с положениями Закона за данный календарный год, должен быть представлен работодателем на счет в банке к 30 сентября этого года, однако к 31 мая этого года он перечисляет сумму, эквивалентную не менее 75% основного списания. ,


Положения, в которых указан метод расчета основного списания, не регламентируют порядок производства в случае его сокращения в течение календарного года. С учетом вышеизложенного принцип соразмерности представляется наиболее подходящим. В данном случае корректировка счета Фонда в течение календарного года является обоснованной и целесообразной. Расчет в конце года определяется колебаниями персонала на заводе, а не изменением суммы списания.

Лица, имеющие право использовать эту помощь


Фонд социальных выплат компании является фондом коллективного потребления. Лица, уполномоченные использовать его ресурсы:

  • сотрудники и их семьи,
  • пенсионеры, бывшие работники и их семьи,
  • другие лица, которым в правилах предоставлено право пользоваться социальными пособиями, финансируемыми из Фонда.

Фонд является юридическим учреждением, целью которого является смягчение различий в уровне жизни работников и их семей, и его адресатами являются, в частности, семьи с самым низким доходом - это было объяснено Верховным судом в его решении от 20 августа 2001 года (справочный номер I PKN 579/00, ОСНП 2003/14/331). Помощь должна быть направлена ​​людям, которые действительно нуждаются в ней, например, работникам или пенсионерам, которые достигают низкого дохода на одного человека в семье. При оценке финансового положения работника следует также учитывать его доход, полученный вне рабочего места, а также доход членов семьи, остающихся в совместном домашнем хозяйстве с работником.


Запрос на представление документов, ПИТ от работника


Предоставление пособий из Фонда, а также их размер зависят от выполнения определенных социальных критериев лицом, подающим заявку на получение пособия. Однако в законе о фонде социальных льгот компании не указывается, каким образом документация об их исполнении должна документироваться. Поэтому право работодателя запрашивать соответствующую информацию и представлять соответствующие документы, обосновывающие выплату пособия из Фонда, должно быть обосновано в правилах. В его положениях должны быть указаны правила и условия использования услуг и льгот, финансируемых из средств Фонда, и порядок рассмотрения заявок на их предоставление.


С этой точки зрения не может быть равнодушным то, получен ли и какой доход работником за пределами рабочего места, на котором он подает заявление на получение пособия, и какова жизненная ситуация всех членов его семьи, с которыми он ведет совместное домашнее хозяйство. Поэтому, если присуждение пособий зависит от вышеупомянутых критериев, становится очевидным, что ситуация сотрудника или другого лица, имеющего право использовать Фонд, всегда требует объяснения, определения и оценки.

Под адекватностью данных по отношению к цели их обработки следует понимать баланс между правом лица распоряжаться своими данными и интересами контроллера данных. Баланс будет поддерживаться, если контроллер данных запрашивает данные только в той степени, в которой это необходимо для достижения цели, для которой данные обрабатываются. Кроме того, как указано в литературе по этому вопросу, из положения ст. 26 пар. 1 пункт 3 Закона о защите персональных данных вытекает, в частности, из запрета на сбор не относящихся к делу данных, а также данных с большей, чем необходимо, степенью детализации, а также данных, собранных «на будущее». Следовательно, при запросе на предоставление форм PIT этот принцип также должен быть принят во внимание.


Поэтому в текущем правовом состоянии работодатель может не только требовать от работника указывать в выписке сумму дохода на одного члена семьи, но и представлять документы, подтверждающие достоверность информации, представленной в выписке, при условии, однако, что такая возможность была предусмотрена нормативными актами фонда социальных выплат компании.


КАК ИЗМЕНИТЬ ЗАПИСИ В ПРАВИЛАХ?


Содержание регламента CSBF может быть изменено в любое время, даже в течение года. Однако Закон о CSFF не регулирует порядок его изменения. Поэтому изменения должны происходить по тому же пути, что и новые правила.


Это означает, что необходимо внести изменения с представителем экипажа, и, если в компании есть профсоюзы, для внесения изменений необходимо согласовать их содержание со всеми профсоюзными организациями, действующими в компании. Что важно, законодатель не решил ввести в закон решения, которые позволили бы работодателю самостоятельно вводить установленные правила, например, после определенного периода безуспешных переговоров, поэтому работодатель должен согласовывать их содержание с представителем экипажа, пока он не достигнет соглашения.

Если на рабочем месте имеется несколько профсоюзных организаций, применяются положения ст. 30 п. 5 Закона о профсоюзах. Если в вопросе об установлении регламентов Социального фонда, профсоюзных организаций или представительных профсоюзных организаций по смыслу ст. 24125a КП не должен представлять совместно согласованную позицию в течение 30 дней, решения принимаются работодателем по этим вопросам после рассмотрения отдельных позиций профсоюзных организаций.

Следовательно, если работодатель вносит предложение согласовать правила CSFB с профсоюзными организациями, работающими на рабочем месте, и со всеми организациями или только с представителями на рабочем месте, они совместно выражают отрицательную позицию в течение 30 дней, работодатель не может ее реализовать (решение Верховного суда 3 февраля 2010 г., ссылка на файл: II PK 296/09). В любом другом случае, например, в случае несоблюдения крайнего срока или не согласования общей позиции, работодатель сможет устанавливать правила и не быть связанным позицией какого-либо профсоюза (решение Верховного суда от 12 февраля 2004 года, ссылка на файл: I PK 349 / 03).

Процедура определения содержания этих правил применяется не только к его первоначальному содержанию, но и к любым изменениям (решение Апелляционного суда Гданьска от 8 октября 2009 года, ссылка на файл: I APA 21/09). Кроме того, также Смета расходов, определяемая ежегодно, составляющая приложение к правилам, Фонд социальных пособий является частью этих правил - источником трудового права и, как следствие, в соответствии с механизмами, описанными выше (решение Верховного суда от 23 октября 2008 года, ссылка на документ: II PK 74/08).

Профсоюзы контролируют соблюдение трудового законодательства и участвуют в соответствии с правилами, изложенными в отдельных положениях, в надзоре за соблюдением положений и принципов охраны труда и техники безопасности (статья 23 (1) и статья 27 (1) Закона о профсоюзах). В связи с этим правом профсоюз может поставить под сомнение положения CSBF, которые он считает незаконными. Однако профсоюзная организация не может самостоятельно определять содержание нормативных актов, которые должны применяться в данном подразделении.

Если, по мнению работодателя, поведение работодателя на рабочем месте является незаконным или нарушает принципы справедливости, профсоюз может попросить компетентный орган потребовать устранения выявленных нарушений (пункт 2 статьи 23 Закона о профсоюзах). Компетентным органом в этом отношении является Национальная инспекция труда, которая может издать приказ о внесении изменений в правила (пункт 8 статьи 11 Закона о Национальной инспекции труда).

КОГДА ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ?


Этот вопрос должен регулироваться правилами Фонда социальных выплат Компании, поскольку в этой области нет общепринятых норм. Можно использовать этот режим, как в случае изменения правил работы, т. Е. Через 14 дней с момента уведомления сотрудников в порядке, принятом работодателем (например, путем подвешивания на доске объявлений).
Обобщая наиболее важные шаги, которые вам нужно сделать:


ШАГ 1: ознакомьтесь с положениями Закона от 4 марта 1994 года о фонде социальных выплат компании,

ШАГ 2: Подготовить правила ZFŚS - с учетом положений Закона, потребностей его сотрудников и финансовых ресурсов фонда.


Устанавливая правила предоставления пособий из CSFS, вы можете ссылаться только на оценку общей жизненной ситуации лиц, имеющих право использовать Социальный фонд. Вы не можете применять какие-либо дополнительные критерии (например, статус работника, рабочее время, период занятости, факт пребывания в нескольких трудовых отношениях).

В положениях Социального фонда обмениваются льготы, которые могут финансироваться из Социального фонда. Помните, что вы можете включать только те пособия, которые подпадают под установленное законом определение социальной деятельности (пункт 1 статьи 2 Закона от 4 марта 1994 года о фонде социальных выплат компании). Для каждой услуги устанавливаются условия ее получения и необходимые документы и выписки. Определите лиц, имеющих право на использование и стоимость списания.

ЭТАП 3: Содержание регламента CSFF должно быть согласовано со всеми рабочими союзами. Если профсоюзные организации на рабочем месте не работают на вашем рабочем месте, положения регламента фонда социальных пособий компании согласовываются с представителем экипажа.

ШАГ 4: Если в вопросе внесения поправок в правила CSBF профсоюзные организации не представляют общую позицию, вы сами устанавливаете правила после рассмотрения отдельных позиций профсоюзных организаций.
При определении окончательного содержания регламента при отсутствии общей позиции профсоюзов необходимо учитывать отдельные позиции профсоюзных организаций. Подумайте, оправданы ли сомнения профсоюзов.

ШАГ 5: Установите дату вступления в силу правил, например, «эти правила вступают в силу через 14 дней с даты их размещения на доске объявлений».


Правовая основа:
1. Закон от 4 марта 1994 года о фонде социальных выплат компании (Законодательный вестник за 1996 год № 70, пункт 335 с поправками).
2. Статья 27 и статья 30 п. 5 Закона от 23 мая 1991 года о профсоюзах (Законодательный вестник 2001 года № 79, пункт 854 с изменениями)
3. Статья 11, пункт 8 Закона о Национальной инспекции труда (Законодательный вестник 2007 № 89, пункт 589 с изменениями)
4. Закон от 26 июня 1974 года. Трудовой кодекс (Законодательный вестник 1974 года, № 24, пункт 141 с поправками).

Автор: Моника Иванец - дипломированный бухгалтер, налоговый консультант в Центре налогового аудита и Аудиторском центре, преподаватель / лектор в общенациональных учебных компаниях.