Управление знаниями

Начало концепции управления знаниями предполагается в 1987 году. Тогда в США была проведена конференция. Управление знаниями в 21 веке , организованное Университетом Пердью и компанией DEC. В Швеции в то время так называемые Konrad Group, целью которой было инициировать работу по управлению интеллектуальным капиталом.

Вторая половина года. 90 - время развития идеи управления знаниями. Японец Икудзиро Нонака популяризировал эту концепцию и вместе с Хиротакой Такеучи опубликовал в 1995 году книгу «Компания, создающая знания - как японские компании создают динамику инноваций» . Содержащаяся в нем теория в меньшей степени ориентирована на сбор, обработку и использование существующих на предприятии знаний. Основным тезисом книги является создание новых, полезных знаний.

Нонака и Такеучи обращают внимание на «молчаливое знание», которое есть в головах сотрудников. Эта концепция послужила основой для теории, созданной учеными и менеджерами из Калифорнии. По их словам, знания возникают в значительной степени благодаря контактам в командах.

Управление знаниями это:

  • искусство обработки информации и интеллектуальных активов в устойчивой ценности для клиентов и сотрудников организации - Pricewaterhouse Coopers;
  • система, разработанная для того, чтобы помочь компаниям приобретать, анализировать, использовать знания для принятия более быстрых, разумных и качественных решений, чтобы они могли получить конкурентное преимущество - Ernst & Young;
  • процесс выявления, приобретения и использования знаний, направленных на улучшение конкурентной позиции организации. Весь процесс управления знаниями поддерживается четырьмя факторами: лидерство, организационная культура, технология и система измерения - Артур Андерсен;
  • систематическая и организованная попытка использовать знания для воздействия на рынок - KPMG.

Среди теоретиков наибольший вклад в разработку определения управления знаниями внесли ученые из Соединенного Королевства. Результатом их работы и исследований является следующее определение: управление знаниями - это совокупность процессов, которые позволяют создавать, распространять и использовать знания для достижения целей организации .

Это должно повысить эффективность и результативность всех действий, предпринимаемых командой.

Для создания соответствующей системы управления знаниями следует использовать следующие факторы:

- технологии (интернет, интранет, экстранет)
- системы и методы управления для измерения эффективности использования знаний
- организационная культура, ориентированная на людей, которая должна стимулировать энтузиазм и, таким образом, способствовать развитию знаний.

Вы также можете управлять знаниями на предприятиях, используя модели. Конечно, какая модель будет выбрана, зависит от организации и ее специфики. Ресурсная модель рассматривает знания как наиболее важный ресурс в компании, основанный прежде всего на «источниках знаний», основанных на понятиях ключевых компетенций и навыков. Модель процесса основана на решениях и практическом опыте, обычно используемом крупными консалтинговыми компаниями. Японская модель - так называемая «Спираль знаний», разработанная профессорами Нонаком и Такеучи, является одним из самых популярных и в то же время инновационных подходов в управлении знаниями.

Знания создаются отдельными людьми, поэтому стоит использовать инструменты, стратегии и создать механизм, который поможет превратить скрытые знания в явные. Нонака и Такеучи выделили четыре способа преобразования знаний, которые расположены по определенной спирали, состоящей из следующих этапов:

  1. Социализация - от скрытого к скрытому знанию . Ключ состоит в том, чтобы получить знания через прямой контакт с другим человеком. Важно иметь опыт работы с людьми, которые передают эти знания, например, с учителями, которые передают знания своим ученикам, или на мозговых штурмах, тренингах и тренингах, проводимых менеджерами.
  2. Экстернализация - от скрытого к явному знанию. Это ключ к созданию знаний и реализации новых идей.
  3. Сочетание - от публичных до явных знаний. Это позволяет систематизировать имеющиеся знания, классифицируя и объединяя вашу информацию.
  4. Интернализация - от публичных до скрытых знаний. Это позволяет учиться на практике.

Источник: И
Источник: И. Нонака, Х. Такеучи: Создание знаний в организации , Poltext, Варшава 2000, стр. 96.

Марцин Клак представляет три стиля управления знаниями в книге « Управление знаниями на современном предприятии» :

Первый нисходящий подход - это классическая иерархическая модель . Подчеркивается создание знаний, возникающих в результате обработки информации. Перед созданием новых знаний в организации, на ее «вершине» руководство готовит планы, задачи, новые продукты или услуги после получения соответствующей информации от сотрудников более низкого уровня. Этот поток информации из самого «низа» происходит фиксированным, иерархическим образом. Понятия персонала высшего уровня определяют свободу действий для подчиненных руководителей (среднего звена), а затем для мастеров, которые, в свою очередь, создают условия труда для рядовых сотрудников. Наблюдение на самом низком уровне обычно является рутиной, и в результате компания теряет много усилий и информации. В обсуждаемом стиле предполагается, что высший кадровый состав создает новые знания.

Второй из вышеупомянутых стилей «снизу вверх» - это модель, сформированная в зеркальном стиле «сверху вниз» . Вместо иерархических отношений и разделения труда у нас есть автономия, благодаря которой работники более низкого уровня имеют возможность создавать знания и передавать их на более высокие уровни. Здесь новые решения принимаются и поддерживаются высшим руководством, наслаждаясь предпринимательским духом своих сотрудников. Недостатком этой концепции является отсутствие взаимодействия между сотрудниками разных ячеек, что приводит к более индивидуальному, а не коллективному созданию знаний. Существует прямой диалог между сотрудниками компании, как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях. Знания создаются отдельными сотрудниками, а не группой взаимодействий.

Третий стиль «средний - верх - низ» - это модель, в которой знания создаются менеджерами среднего звена, часто стоящими во главе целевых групп. Благодаря этому они поддерживают тесные контакты как с высшим персоналом, так и с обычными сотрудниками, благодаря чему можно в равной степени собирать имеющиеся и скрытые знания. В этой модели знания создаются индивидуально, а не интерактивно. Он основан на унитарном предпринимательстве в процессе создания знаний, оставляя на заднем плане командный подход, диалог, совместное обучение и т. Д. Основой предпринимательской деятельности людей является их самостоятельность.

Стиль «сверху вниз» берет свое начало в творчестве Макса Вебера, Фредерика Тейлора, и был лучше всего представлен Гербертом Саймоном.

Стиль «снизу вверх» был создан на основе научной критики Тейлора, и его пропагандисты исходили из среды, представляющей интерес для человека.

Стиль «середина сверху вниз» - это инновационный и необычный подход, разработанный японскими учеными.

В заключение, первые два стиля имеют противоположные подходы. Первый - «сверху вниз» подчеркивает имеющиеся знания, а второй стиль «снизу вверх» для скрытых знаний. Последний - третий стиль одинаково ценит скрытые и доступные знания ".

Управление знаниями в настоящее время рассматривается как один из элементов конкурентного преимущества. Это потому, что продукты и услуги могут быть скопированы, обработаны и улучшены с повышением эффективности. Растущая конкуренция, требования все более осведомленных клиентов, быстрые изменения рынка обязывают компании обеспечивать высочайшее качество продукта / услуги и наиболее эффективный производственный процесс.

Поэтому компании записывают знания, полученные сотрудниками, обновляют и изменяют их по мере изменения рыночных условий. Благодаря этому им не приходится долго искать решения проблем Достаточно заглянуть в их «сокровищницу знаний», которая создавалась годами и содержит ответы практически на все вопросы. Если, однако, оказывается, что эта проблема является новой, используйте существующие ресурсы и реализуйте новые идеи для решения проблемы. После того, как вы справитесь с осложнениями, вам необходимо как можно скорее написать новые идеи и действия, чтобы вы могли использовать их в будущем.

Консалтинговые компании, производители компьютерного программного обеспечения, которые создают программное обеспечение для создания виртуальных сообществ, облегчения личных контактов, сотрудничества между сотрудниками, дистанционного обучения и использования знаний других людей, предоставляют свою помощь и опыт в сборе и хранении знаний. Все системы управления документами и контентом, базы данных и информационные порталы компании также важны.